Perfect Object Блог

Кресло–провокация

В 1969 году кресло по дизайну Гаэтано Пеше стало настоящей сенсацией. В нём видели и технический прорыв, и манифест феминизма, и бунт против академических условностей


Итальянец Гаэтано Пеше прославился как создатель необычной, артистичной мебели. Его произведения, даже выпущенные массовым тиражом, похожи на арт-объекты. Диваны в виде горной гряды или лесной поляны, троны нового века из… поплывшего пластика, желеобразные вазы, столы в виде озёр и лагун—дизайнера впору сравнить со сказочником, ведь за каждой его вещью стоит целая история.








Пеше стартовал в 1960-х. Успех пришёл сразу. Впоследствии он только наращивал обороты: в портфолио 80-летнего мэтра вещи для Cassina, B&B Italia, Meritalia, Venini и многих других. Творческое кредо дизайнера–бунтаря не меняется. Так, недавняя коллекция ваз для Venini представляет собой ироничное высказывание на тему Венецианского карнавала: вазы сделаны в виде оплывших масок с узнаваемым большеносым контуром. Пеше также заявился как архитектор и художник. И, безусловно, если бы «Оскар» вручали за вклад в развитие дизайна, восьмидесятилетний патриарх был бы первым кандидатом от ныне живущих!





Кресло UP5 стало первой удачей Пеше и одним из самых громких его произведений. Вчерашний выпускник, он, однако, уже мог похвастаться наработанным портфолио, ведь ещё со студенческой скамьи начал сотрудничать с маркой Cassina. Поэтому марка C&B Italia, стоявшая за заказом на кресло, знала, чего ожидать. Пеше нравилось экспериментировать, как с материалами, так и с формой. Он хотел работать с пластиком, полимерами и различными смолами, и фабриканты готовы были предоставить ему такую возможность.



Итогом стала необычная, броская, будоражащая общественность модель. Успех был мгновенным. Пеше использовал полиуретан, модный, новый материал, полностью отлив из него кресло. Полиуретановая пена прессовалась в вакууме, благодаря чему кресло в нераспакованном виде было похоже на блин. Стоило же вскрыть упаковку, как происходило превращение: на глазах у изумлённых зрителей модель надувалась, приобретая задуманную форму. Пеше всегда говорил, что цель дизайна—удивлять, радовать, делать мир лучше, а мебель надо воспринимать и подавать прежде всего как игрушки для взрослых. Дизайн, по Пеше, заключается не только в вопросах удобства или требованиях функциональности. Вещи должны быть яркими и зрелищными и вызывать у пользователя эмоциональный отклик. UP5 как раз из таких.




Фурор вызвало не только необычное «поведение» кресла, но им сам его облик: покатые подлокотники, утопленное, глубокое сиденье, высокая спинка с интересным навершием. Угадывались формы женского тела. И действительно: Пеше говорил, что концепт отсылает к тому, как выглядели древние богини плодородия, идолы эпохи архаики. Кресло сразу стали звать Donna («Женщина») и La Mamma («Мамочка»).




Гипертрофированная женская суть образа неслучайна. Дизайнер, всегда державший руку на пульсе поколения, решил высказаться на тему набиравшего популярность феминистского движения. Одни считали, что Пеше изобразил женщину, попираемую, притесняемую мужчинами. Масла в огонь подлила провокационная рекламная кампания, приуроченная к выходу кресла на рынок. На плакатах и рекламных полосах изображались хрупкие девушки в ярких костюмах, окружившие кресло. Над ними нависала гигантская ступня, готовая их в одночасье раздавить (кстати, тоже декоративный объект по дизайну Пеше, ставший частью серии UP). Однако, сам дизайнер, объясняя концепцию Donna, говорил, что изобразил женщину, находящуюся в плену, но в плену у самой себя: своих слабостей, желаний, страхов. Символом души на привязи стал пуфик под ноги, который крепился к креслу на тросе.




В этом году по случаю юбилея кресла ему посвятили масштабную инсталляцию на главной площади Милана перед собором Дуомо. Там поставили его гигантскую копию (больше восьми метров!)… утыканную иголками. Проект, как и полвека назад оригинальная модель, произвёл сенсацию. Инсталляцию назвали самой запоминающейся на Миланской неделе дизайна. Её фотографии и описания облетели все издания и соцсети мира. Подтекст всё тот же: про ущемление прав, третирование, а значит, боль, на которую обречена женщина. Сегодня, как и 50 лет назад.




Кресло по-прежнему в производстве. Права на его выпуск перешли к компании B&B Italia, наследнице C&B, приостановившей тираж в 1973-м. С 2000 года модель снова в строю. По случаю юбилея кресло выпустили в модных цветах (например, изумрудном зелёном), а также с принтом в чёрно-белую полоску.



Кстати, название UP дали ещё нескольким предметам, образовавшим серию. Все они снова в производстве. Это ещё несколько кресел других форм, диван и та самая гигантская ступня из рекламной кампании.